Банковская гарантия как инструмент развития бизнеса

28 декабря 2021     211

Подведение итогов — это необходимое правило для успешного бизнеса. Итоги года помогают осознать, что было сделано за год, увидеть свои большие и маленькие успехи, проанализировать свои ошибки и упущенные возможности. 

И если отсутствие достаточных оборотных средств явилось барьером в достижении задач, то альтернативное использование финансового инструмента в виде банковской гарантии послужит удачным решением следующих ситуаций:

  • участие в торгах (конкурсах, тендерах и аукционах) с обязательным залоговым обеспечением;

  • заключение крупных контрактов, предусматривающих существенный авансовый платеж под обеспечение;

  • обеспечение исполнения контрактных обязательств;

  • отсрочка оплаты таможенных платежей;

  • отсрочка оплаты налоговых платежей.

Использование банковских гарантий позволяет бизнесу не отвлекать собственные средства для участия в торгах (конкурсах, тендерах и аукционах) и на формирование залогового обеспечения исполнения контракта, а так же увеличить оборотные средства за счет получения авансовых платежей под банковское обеспечение — и в итоге более эффективно управлять финансами, не ограничиваясь в подаче заявок, тем самым повышая шансы на победу, активно развивая бизнес.

Банковская гарантия, простыми словами, — это документ, согласно которому банк (гарант) гарантирует исполнение обязательств компанией (принципалом) перед другой компанией (бенефициаром) за вознаграждение.

Базовые нормы законодательства в отношении оформления банковской (независимой) гарантии установлены параграфом 6 главы 23 части 1 ГК РФ.

Положения Гражданского кодекса регламентируют требования к содержанию банковской гарантии, в которой в обязательном порядке указывается следующая информация:

  • дата выдачи;

  • принципал (должник по обязательствам);

  • бенефициар (выгодоприобретатель, в пользу которого оформляется гарантия, т.е. заказчик);

  • гарант (т.е. банк, который выдает гарантию);

  • основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией;

  • денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения;

  • срок действия гарантии;

  • обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.

Отсутствие любого из перечисленных параметров дает основание одной из участвующих в сделке сторон оспорить законность банковской гарантии. Чем иногда пользуются гаранты, оспаривая требования и считая выданное обеспечение недействительным, отказывая бенефициару в исполнении платежа. В подобной ситуации единственной возможностью получить деньги становится обращение с иском в суд.

Исходя из собственных интересов, бенефициары участвуют в составлении или согласовании текста банковской гарантии. Нередко они выдвигают требование о включении в документ дополнительных условий. Например, точного и исчерпывающего перечня документов, которые требуется предоставить бенефициару для получения оплаты. Гаранты в подобной ситуации настаивают на указании необходимости подтвердить обязательства принципала документально.

Важно отметить несколько дополнительных условий, которые регламентируются Федеральными законами в сфере госзакупок - №44-ФЗ от 05.04.2013 и №223-ФЗ от 18.07.2011. Они касаются банковских гарантий, предоставляемых в рамках обеспечения обязательств по государственному контракту. В этом случае в документе в обязательном порядке указываются следующие сведения:

  • невозможность отзыва гарантии;

  • обязанность заплатить 0,1% от размера поручительства за каждые сутки просрочки выплаты;

  • прекращение обязательств по гарантии с момента поступления денежных средств на расчетный счет бенефициара.

Заказчик госзакупки имеет право включить и другие дополнительные условия, помимо перечисленных выше. Они могут быть прописаны в любом из следующих документов:

  • извещение о проведении государственной закупки;

  • приглашение на участие в электронном аукционе или тендере другого формата;

  • проект государственного контракта, подписываемого с поставщиком в статусе единственного;

  • других документах, входящих в состав тендерной документации.

В некоторых случаях бенефициары ограничивают список банков, как правило, он состоит из банков с высоким рейтингом надежности. Это оправданное требование, поскольку при отзыве лицензии у банка снижается качество банковской гарантии, и бенефициар может потребовать её замены.

Что касается выпуска банковских налоговых гарантий (по ускоренному возмещению НДС, освобождения от уплаты акциза, на другие выплаты и обязательные сборы), то Минфином России определен перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, публикуемый на официальном сайте.

При оформлении таможенных банковских гарантий на отсрочку по уплате таможенных платежей необходимо руководствоваться утвержденным Федеральной таможенной службой реестром банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, публикуемым на официальном сайте.

Стоимость банковской гарантии определяется исходя из суммы и срока её действия, степени риска неисполнения принципалом обязательств (существующий опыт, репутация, юридическая чистота, финансовая стабильность), наличия или отсутствия залога, а так же от политики самого банка и соответственно рассчитывается индивидуально. В среднем комиссии банка-гаранта составляют 1-10 % от суммы гарантии.

Чтобы сократить время рассмотрения заявки на получение банковской гарантии и повысить свои шансы на положительное решение, особенно при активном участии в тендерах, можно провести с банком работу по установлению лимита, в рамках которого упрощается процесс выдачи гарантий. За установление лимита банк взимает дополнительную комиссию. 

Очевидно, что финансовый инструмент в виде банковской гарантии предоставляет бизнесу определенную свободу и способствует расширению контрактной базы, в то же время минимизирует риски неисполнения контрагентом обязательств и позволяет направить высвободившийся оборотный капитал для решения новых задач.