Введение в заблуждение как форма недобросовестной конкуренции

12 апреля 2022     1987

Содержание статьи Введение в заблуждение

В последнее время все большее число людей начинает задумываться об открытии собственного бизнеса, и особенно популярным этот вопрос становится среди молодого поколения. Очевидно, что каждый хозяйствующий субъект при осуществлении предпринимательской деятельности стремится занять доминирующее положении на рынке. Однако далеко не всегда предприниматели, пытаясь привлечь потребителей, увеличить собственную прибыль, сделать бренд узнаваемым и востребованным, используют законные способы, что приводит к росту недобросовестной конкуренции. Одним из проявлений недобросовестной конкуренции является введение в заблуждение.

Недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение так же, как и дискредитация, предполагает донесение до потребителей ложной информации о товаре, однако искажение сведений осуществляется только в отношении собственной продукции с целью привлечь к ней больше внимания, повысить на нее спрос.

Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара. Таким образом, недобросовестной конкуренцией также являются ложные сведения о свойствах продаваемого товара, а также иных его характеристик. Как правило, тот субъект, который осуществляет такое правонарушение, пытается получить собственную выгоду и привлечь покупателей за счет распространения ложных сведений о своем товаре. Это несет определенный экономический ущерб другим участникам данного рынка. Поэтому введение в заблуждение как покупателя, так и конкурента является правонарушением.

На практике зачастую происходит введение потребителя в заблуждение при регистрации и использовании товарного знака. При этом в таком случае следует выявить дополнительно целый ряд факторов, влияющих на квалификацию деяния в качестве акта недобросовестной конкуренции. Одним из основных таких факторов выступает цель приобретения права на товарный знак. Целью регистрации обозначения в качестве товарного знака не должно быть введение потребителей в заблуждение относительно истинного производителя товара, места изготовления товара, а также качественных характеристик товара.

Роспатент может отказать в регистрации средства индивидуализации, если описанное в заявке обозначение для индивидуализации товара при использовании его в дальнейшем в гражданском обороте может быть воспринято потребителями как товарный знак, принадлежащий иному изготовителю.

Одним из абсолютных оснований для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака выступает подача для испрашивания правовой охраны обозначения, представляющего собой или содержащего элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.

Однако не всякое обозначение, заявленное для товаров, не относящихся к тем, что изображены на товарном знаке, рассматривается как способное ввести в заблуждение потребителя относительно товара. В некоторых случаях такое обозначение можно признать фантазийным. При этом учитывается вероятность ассоциации в глазах потребителя заявленного обозначения с общим представлением о товаре, а также правдоподобность подобных ассоциативных представлений.

Таким образом, добросовестность действий хозяйствующих субъектов в рамках гражданского оборота имеет определяющее значение для установления в его действиях признаков акта недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция, в том числе недобросовестная конкуренция в форме введения в заблуждение, пагубно влияет на экономический рост в стране и может причинять значительные убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам. В связи с этим действующее законодательство направлено на устранение и недопущение недобросовестных действий лицами в предпринимательской деятельности.

 

 

 

Юридический отдел Центра аналитических исследований

ЦАИ