Запрет на недобросовестную конкуренцию путём некорректного сравнения

10 мая 2022     396

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения

Важное место в конкуренции занимает рекламная деятельность, которая имеет непосредственное отношение к продвижению товаров и услуг. Самым распространенным способом рекламы товара является его сравнение с абстрактным и обезличенным товаром той же категории с демонстрацией преимуществ рекламируемого продукта. Однако любое сравнение в рекламной деятельности сегодня может считаться некорректным в соответствии с законодательством о рекламе.

Некорректным будет такое сравнение, которое формирует в глазах потребителей негативную оценку товаров конкурента. Однако на практике непонятно, каким способом приводить сравнение, если не сопоставлять товар или услугу с подобным товаром или услугой, которые продвигает тот или иной субъект гражданского оборота в рамках конкуренции. Обезличивание того или иного продукта, когда нельзя точно определить, что субъектом приводится сравнение с другим продуктом конкурента, имеющим свои индивидуально-определенные признаки и особенности, которые отражались в его рекламе, тоже будет относиться к некорректному сравнению.

В качестве примера можно назвать сравнение автомобилей. Например, «автомобильное средство марки Mercedes-Benz имеет больше преимуществ перед автомобильным средством ВАЗ». В таком случае не идет речь о фактическом сравнении характеристик таких средств (скорость, количество лошадиных сил, состояние салона и т.д.).

Нельзя не отметить, что некорректное сравнение может выражаться в нескольких видах. Например, есть негативное сравнение. В таком случае желанием субъекта, осуществляющем хозяйственную деятельность, является принижение товара конкурентов. За счет этого он стремится повысить спрос на свои товары. В таком случае, как правило, товар преподносится как «он лучше, чем у конкурентов». Сравнение может быть и в виде следующих фраз: «наш товар номер один в мире», «№ 1», «по сравнению с остальными товарами наш самый лучший» и др.

Если брать позитивное сравнение, то в таком случае товар конкурента не принижают, а свой наоборот указывают, что он ничуть не хуже, чем у другого хозяйствующего субъекта. Например, «мой товар имеет такое же качество как у другого лица». Как правило, это делается в том случае если товар конкурента имеет уже определенную репутацию и спрос. В связи с этим путем такого сравнения недобросовестный конкурент получает преимущества как от введения в заблуждение потребителей, так и от использования репутации другого лица.

Таким образом, введение законодателем отдельной статьи о некорректном сравнении и перечисление в ней конкретных примеров внесло ясность в вопрос о разграничении ответственности за недобросовестную конкуренцию и недобросовестную рекламу. Исходя из того, что большинство примеров, на практике чаще всего встречаются именно в форме рекламы, необходимо уделять особое внимание этому вопросу в целях избегания противоречивой судебной практики в отношении того, какую форму выражения информации надлежит квалифицировать как рекламу, а какую – как недобросовестную конкуренцию. В нынешнее время субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, достаточно часто используют при продвижении своей продукции некорректное сравнение. Следует помнить, что прямое превознесение своего товара по сравнению с другими наказывается в рамках антимонопольного законодательства, поскольку является проявлением некорректного сравнения. В связи с этим достаточно важно при характеристике своего товара не упоминать товары конкурента и не сравнивать свои с его.

 

 

 

Юридический отдел Центра аналитических исследований

ЦАИ